Меню сайта
Поиск
|
Наречие. Задание ЕГЭ.Наречие Прочитайте текст и выполните задания А1 - А5 (1)Наречие — старое слово. (2)... попытаться глубже проникнуть в состав этого слова, то придётся выделить корень реч-. (З)Слово же речь в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол и др.) (4)... речью назывался и глагол. (5)Это значение и заключено в корне -рея-, входящем в слово наречие. (6)Но причём же здесь глагол? (7)Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что глаголы поясняются наречиями. (8)И термин наречие, если его перевести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». (9)... древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться на глагол». (10)Так оно фактически и происходит. (В. А. Иванов, Г. А. Панов, З.А. Потиха. Тайны родного языка) А1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть месте пропуска в первом предложении текста? 1) Поэтому 2) Но если 3) Если 4) К тому же, А2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Возможно, 2) Так, 3) Однако 4) Итак, A3. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в девятом предложении текста? 1) Следовательно, 2) Поэтому 3)А 4) Хотя А4. Какого значения в современном языке не имеет слово НАРЕЧИЕ? 1) говор, разновидность национального языка 2) вопрос 3)диалект 4) одна из частей речи А5. В каком из предложений ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО является наречие 1) Мы любовались ВЕСНОЙ. 2) ВЕСНОЙ зацветают подснежники. 3) С ВЕСНОЙ приходят светлые деньки. 4) Уже повеяло ВЕСНОЙ. А6. В каком из предложений ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО не является наречием? 1) Она ВЕСЕЛО смеялась. 2) Песня звучит ВЕСЕЛО. 3) Его лицо было ВЕСЕЛО. 4) Мы ВЕСЕЛО провели новогодние праздники. А7. Какая из форм является формой составной сравнительной степени наречия ГОРЯЧО? 1) горячее всех 2)более горячо 3) самый горячий 4) горячее A8. Какая из форм является формой превосходной степени наречия ГОРЯЧО? 1) горячее всех 2)более горячо 3) самый горячий 4)горячее А9. В каком из предложений ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО не является наречием? 1) Я хочу говорить ГРАМОТНЕЕ. 2) Вася написал диктант ГРАМОТНЕЕ Пети. 3) Я написал диктант ГРАМОТНЕЕ всех. 4) Вася ГРАМОТНЕЕ Пети. А10. Какое из наречий образовано приставочно-суффиксальным способом? 1) шумно 2) по-французски 3)верхом 4) послезавтра А.11. В каком из предложений ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО является словом состояния? 1) Барбос РАДОСТНО вилял хвостом. 2) Все РАДОСТНО засмеялись. 3) На душе РАДОСТНО. 4) Дитя здорово и РАДОСТНО. А12. В каком из предложений ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО не является словом состояния? 1) На улице ТЕПЛО и сыро. 2) Нас встретили ТЕПЛО и угостили пирогами. 3) В доме было очень ТЕПЛО. 4) На душе ТЕПЛО и спокойно. Прочитайте текст и выполните задания А13 — А15; В1 — В6 (1)Наши наречия вообще являются любопытнейшим разрядом слов; их по праву можно назвать «живыми ископаемыми». (2)Список русских наречий полон обломков далёкого прошлого. (3)Он напоминает, пожалуй, те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков сохранились от давних эпох окаменелые останки древних животных и растений. (4)Вот несколько примеров этого любопытного явления. (5)Вы понимаете, как построено наречие «посредине»? (6)Это сочетание предлога «по» с дательным падежом слова «середина» («средина»). (7)Так же образовались слова «поверху», «понизу». (8)Но скажите, от какого существительного образован дательный падеж в наречии «понаслышке»? (9)Никакого слова «наслышка» в нынешнем общерусском языке мы не знаем. (Ю)Однако одно из двух: либо его кто-то придумал нарочно для того, чтобы, произведя от него дательный падеж, образовать нужное наречие, а само существительное выбросить вон (что, конечно, невозможно!), либо же такое слово — «наслышка» — существовало когда-то и лишь позднее было забыто, потеряно нашим языком... (11)В подобном предположении неправдоподобного немного. (12)Ведь некоторые из имён, которые сейчас кажутся нам немыслимыми, существовали совсем недавно если не в общерусском, то в областных языках-диалектах. (13)Не исключена возможность, что они существуют там и сейчас. (14)Вот слово «бекрень». (15)В. Даль утверждает, что оно живое и означает «бок», один из двух боков. (16)Он приводит такой пример из своих записей: « На нем шапка бекренём »; слово « бекренить », по его свидетельству, означает «изгибать на бок», «бекрениться» — «гнуться, ломаться». (17)Лет двадцать назад в Великолуцкой области я сам слышал выражение: «смех — смехом, аспех — спехом». (18)Кромевинительного падежа — «наспех» — мы сами употребляем и дательный — «не к спеху». (19)Выходит, что слово «спех» вовсе не плод досужей фантазии автора. (20)Оно и сегодня живет в языке, только оно одряхлело. (21)Некоторые его формы совсем отмерли; другие как бы за-известковались и могут выступать, двигаться, лишь когда их поддерживают под руки смежные слова. (Л. В. Успенский. Слово о словах) А13. Какое слово является однокоренным к слову ЗАИЗВЕСТКОВАТЬСЯ (предложение 21)? 1) вес 2) известие 3) вести 4) извёстка А14. В каком значении используется слово ЗАИЗВЕСТКОВАТЬСЯ (предложение 21) в тексте? 1) отяжелеть 2) закаменеть, покрыться известью 3) получить много сообщений, вестей 4) быть покрашенным известью, побелённым А15. Какое слово исторически близко исчезнувшему уже слову БЕКРЕНЬ? 1) бекас 2)накрениться 3)корень 4)крендель Ответы к заданиям В1-В4 запишите словами В1. Из предложения 3 выпишите наречие(-ия). В2. Из предложения 13 выпишите наречие(-ия). В3. Какой частью речи является слово ПРОШЛОЕ из второго предложения текста? В4. Из предложения 10 выпишите слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как [шн]. В5. Укажите номера вопросительных предложений. В6. Рецензия «Лев Васильевич Успенский стремится в доступной форме раскрыть своим читателям тайны родного языка. Чтобы сделать свой текст более понятным и ярким, автор использует разнообразные художественные средства: уже в третьем предложении возникает ____, уподобляющее слова и окаменелые останки растений и животных. ____(предложения 5—6, 8—9) заставляет читателей задуматься над проблемой, затронутой в тексте, и активно включиться в размышления учёного, а___(предложения 20—21) создаёт яркий, запоминающийся образ, показывающий, как сегодня существуют исчезнувшие из языка существительные в составе наречий». Список терминов: 1) сравнение 2) фразеологизм 3) восклицательные предложения 4) олицетворение 5) эпитет 6) вопросно-ответная форма изложения |
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |