План анализа стихотворного текста ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
План
анализа стихотворного текста.
1.
Вступление.
Об авторе (не биография, пару
строк! Можно использовать эпиграфы с уроков, найти высказывания современников,
критиков), о произведении. Название. История создания (если есть).
2. Основная часть.
1)Сюжет (что происходит в произведении)
2)Идея (о чем стихотворение: тема любви, дружбы, свободы, любовь к природе и
т.д.)
3)Композиция: количество строф (например, три пятистишия, два четверостишия,
просто 8 строк и т.д.). Тип рифмовки (кольцевая, парная, перекрестная, др.
(например: 1 строка рифмуется с третьей и четвертой, а вторая с пятой)). Тип
рифмы: мужская, женская. Стихотворный размер (ямб, хорей и др).
4)Средства художественной выразительности (метафора, эпитет, антитеза,
аллегория, инверсия, сравнения, ирония и т.д.)
5)Важно!!! Как 3) и 4) связано с 1)
и 2)?
Например, хорей придает медленный ритм, тогда как ямб более быстрый. «Тучи
мглою небо кроют» - 4-стопный хорей, погода плохая, медленный ритм придает
мрачное настроение, погода ухудшается. Завывание ветра передается повтором
гласных: «Тучи мглою небо кроют» (это ассонанс).
«Мороз и солнце! День чудесный!» - 4-стопный ямб, погода ясная, стихотворение
наполнено жизненной силой, движением вперед.
«Зимнее утро» построено на антитезе (противопоставлении). Вы доказываете это,
пишете, что плохая погода, вчера, в таких-то строках, а хорошая, сегодня, в
таких-то. Следовательно, картина перемены погоды более насыщенная, яркая,
образная. Меняется и настроение как возлюбленной, так и самого лирического героя. Если стихотворение
грустное, то какие слова (эпитеты, например), это передают.
3. Заключение. Какое стихотворение:
грустное или радостное? Получилось ли автору нарисовать яркую картину, образы, передать
свои чувства? Есть ли автобиографические элементы? Понравилось ли вам
стихотворение? Какие эмоции вызвало стихотворение у вас лично? Не забудьте о
желательной кольцевой завершенности анализа (как и в сочинении)!
|