Понедельник, 14.10.2024, 23:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Здравствуйте, любители слова!

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Имидж учителя новой школы

Имидж учителя новой школы.

 

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.

Стивен Кинг

 

        





         Что происходит с системой школьного образования в России? Новая школа, новый учитель – что значат эти слова? Каков имидж учителя в наши дни?

         Не секрет, что система образования в России находится в состоянии постоянных реформаций. В частности, в настоящее время разрабатывается новый стандарт  общего образования второго поколения.  По замыслу  Министерства образования должна быть изменена не просто система школьного образования, а сам принцип обучения детей. Школа должна, с одной стороны, давать ученику знания, которые требуются для реализации социального заказа от государства, а с другой, удовлетворять требования, предъявляемые к образованию семьей учащегося. Таким образом, обеспечивается необходимое личностное и профессиональное развитие детей, а  школа не просто готовит к будущей взрослой жизни, но и «доставляет» необходимые государству кадры.   

Подобная реформа – процесс сложный и неоднозначный. Во-первых, концом данного преобразования считается 2020 год. То есть, по сути, в течение еще 8 лет ФГОС будет дорабатываться. Следовательно, меняться будут и принципы его реализации. Во-вторых, на мой взгляд, только после завершения реформы, спустя несколько лет работы по новому стандарту, мы, проанализировав,  увидим какие-то – отрицательные и положительные - результаты.

Итак, новый стандарт влечет за собой новую школу.  Однако учитель, как и прежде, остается ключевой фигурой в образовательном процессе. Каков же он, учитель новой школы? Каков его имидж? 

Педагог должен, с одной стороны,  давать ребенку знания, восполняя некоторые шероховатости новой реформы с системы образования в целом, а, с другой, сам удовлетворять требованиям нового стандарта.  Учителям  необходимо меняться вместе с системой, не противостоять ей, а научиться использовать её положительные стороны, прикрывая слабые места: «Строить не щит от ветра,  а ветряную мельницу».  И в первую очередь это относится к нам, молодым специалистам. Учителя-пенсионеры уйдут,  а мы  скоро будем в ответе за знания целого поколения. И уровнем знаний по предмету, и общим кругозором, и поведением, и даже внешним видом учитель должен быть примером для детей. Ведь часто дети начинают усиленно заниматься, потому что им нравится педагог, а не предмет. Таким образом, учитель должен привлечь внимание к себе, к своему уроку, а затем постоянно поддерживать в детях этот интерес. Как это сделать? Этот вопрос является актуальным, особенно для начинающих свою карьеру специалистов.

Прежде всего, безусловно, важен профессионализм педагога. Учителю

следует обратить внимание на предполагаемые результаты освоения образовательной программы среднего (полного) образования. Учителю необходимо не просто ориентироваться отдельно на личностные, метапредметные и предметные результаты каждого школьника, но и показать детям,  не углубляясь в теорию образовательного процесса,  взаимосвязь между этими отдельно взятыми областями. Для того, чтобы стать хорошим учителем и давать крепкие знания по предмету, нужно постоянно работать над собой: изучать всевозможную литературу, осмысливать прочитанное, перерабатывать большой объем материала, убирая лишнее и добавляя дополнительную, интересную детям информацию. Однако, на мой взгляд, знания по своему предмету, - это только часть работы педагога. 

Нужно постоянно самосовершенствоваться, расширять свой кругозор не только по своему предмету, но и в других областях знаний. Во-первых, если в старших классах  детям придется выбирать между предметами из одного – гуманитарного, технического или естественнонаучного  блока – учителю необходимо восполнять их знания по невыбранным предметам. Учить русскому языку, опираясь на тексты русской классической литературы, рассказывая о писателях, их судьбах, произведениях, ненавязчиво вплетая эту информацию в ход урока. Во-вторых, мы должны обратить внимание на метапредметность. На основе своего предмета учителю необходимо научить детей самостоятельно находить информацию в разных источниках, интерпретировать, анализировать её, необходимо научить детей видеть связь между, казалось бы, несвязанными предметами, объяснить, как полученная информация может пригодиться им в жизни. Не просто научить школьника  владеть языковыми средствами, а научить видеть красоту своего языка, научить мыслить стройно и ясно, а затем облекать свои мысли в слова так, чтобы повествование было грамотным и логичным. Педагог должен увеличить кругозор ученика, объяснить, как сделать это самостоятельно, и, таким образом, сформировать человека, который сможет в дальнейшем поддержать разговор на любые темы, расширить границы своих знаний, сможет решать поставленные задачи и брать правильный путь в жизни. Таким образом, школа комплексно влияет на ученика, воспитывает достойного гражданина своей родины. Учитель нового поколения – в первую очередь воспитатель, а не предметник.

Современный учитель – это человек, который открыт всему новому, в частности, активно использует  информационные и коммуникационные технологии: компьютер, интернет, другие современные технические  средства.  Во-первых,  школьники сейчас весьма «продвинуты» в этом плане, и нельзя допускать, чтобы учитель не мог поддержать разговор о современных технологиях, а тем более, не умел пользоваться компьютером, ведь это подрывает авторитет педагога. Во-вторых, родительский контроль за успеваемостью учащегося будет осуществляется с помощью интерактивного журнала через сеть интернет. И чем быстрее учитель освоит новую систему, привыкнет к ней, тем меньше времени будет уходить на такую рутинную работу, как перенос оценок из обычного журнала в электронный. В-третьих, урок с использованием ИКТ всегда привлекает внимание учащихся, заинтересовывает детей, а учитель может проявить творческий подход к своему предмету.

Итак, профессионализм  для  учителя новой школы, безусловно, важен. Но и такое главное условие, как любовь к детям  и к своему предмету, тоже никто не отменял. Если педагог страстно увлечен преподаваемым предметом, он преодолеет все сложности, возникающие на его пути, будь то маленькая заработная плата, инновации в системе школьного образования или шероховатость министерской реформы.  Однако, к сожалению, всё это отпугивает молодых специалистов от работы в школе. Вдумайтесь: средний возраст учителя в России – пятьдесят лет. В школе, где работаю я, примерно из 70 учителей в данный момент всего два  молодых специалиста. Таким образом, скоро преподавать будет просто некому. А ведь именно молодые педагоги быстрее адаптируются в новых условиях, лучше осваивают новые технологии, часто более энергичны, готовы строить «ветряную мельницу», почувствовав «ветер перемен».

Быть педагогом очень ответственно. Каждое наше слово может повлиять на маленького человека, изменить его. Часто, когда дети спрашивают что-то очень для них важное, я долго думаю, что сказать,  а отвечаю очень аккуратно, взвешивая каждое свое слово, потому что понимаю, что мое мнение они могут воспринять как свое собственное. А это совсем не тот результат, который хотелось бы получить от своей педагогической деятельности. Цель системы образования в целом и каждого учителя в частности - вырастить достойного гражданина своей страны, умного человека, умеющего думать и принимать правильные решения, здорового морально и физически, нравственно сформированную личность. И только педагог, который хорошо знает свой предмет, имеет широкий кругозор, правильно подходит к вопросу воспитания детей, психологически сопровождает их  в учебном процессе, видит личность в каждом из своих учеников, педагог,  который идет в ногу со временем, у которого горят глаза, когда он заходит в школу, только такой педагог добьется успеха, станет достойным примером и будет вызывать уважение у учеников. И тогда станет более привлекательным  имидж учителя в целом.

Категория: Мои статьи | Добавил: PulinaDarina (10.04.2012)
Просмотров: 1178 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz